Воссоздан примерный геном прародителя SARS-CoV-2

Исследователи из США выяснили, что он начал активно заражать людей в конце октября 2019 года, примерно за шесть-восемь недель до его обнаружения в Ухане

ТАСС, 4 мая. Исследователи из США реконструировали примерный геном прямого предка коронавируса нового типа и пришли к выводу, что он начал активно заражать людей в конце октября 2019 года, примерно за шесть-восемь недель до его обнаружения в Ухане. Выводы ученых были опубликованы в статье в журнале Molecular Biology and Evolution.

“Мы реконструировали геном непосредственного прародителя SARS-CoV-2, используя огромную базу данных, которая содержит в себе свыше миллиона расшифрованных геномов коронавируса. Этот анализ показал, что к декабрю 2019 года у вируса уже имелись все необходимые инструменты для того, чтобы вызвать всемирную эпидемию”, – заявил профессор университета Темпл в Филадельфии (США) Судхир Кумар, чьи слова приводит пресс-служба журнала.

Ученые уже достаточно долгое время пытаются понять, где и когда возник коронавирус нового типа, вызвавший пандемию COVID-19, а также то, когда он начал передаваться от человека к человеку. На этот счет среди эпидемиологов пока нет консенсуса.

В частности, биологи пока не могут точно сказать, где и когда возник этот вирус, какие животные, в том числе летучие мыши и панголины, выступали его промежуточными носителями, и какую роль в его формировании сыграла так называемая рекомбинация, обмен генетическим материалом между разными типами коронавирусов.

Профессор Кумар и его коллеги попытались ответить на этот вопрос, детально изучив то, как быстро накапливаются новые мутации в геноме SARS-CoV-2, в каких регионах его РНК они чаще всего появляются и как они влияют на жизнеспособность вируса. Для этого ученые проанализировали почти 1 млн образцов генома вируса, выделенных из организма носителей COVID-19 с января 2020 года и по сегодняшний день.

Генетический портрет вируса

В этом анализе ученые использовали методы, изначально разработанные для изучения того, как эволюционируют различные типы раковых клеток и как появление одних типов мутаций в их ДНК влияет на шансы появления других видов изменений в структуре генома. Отслеживая появление подобных пар мутаций, медики раскрывают историю происхождения различных опухолей и определяют причины их появления.

Американские молекулярные биологи обнаружили, что схожие взаимосвязи существуют и между изменениями в структуре генома коронавируса. Воспользовавшись этой особенностью, исследователи реконструировали древо его эволюции и составили своеобразный генетический “автопортрет” общего предка всех существующих штаммов SARS-CoV-2.

Как обнаружили ученые, прародитель коронавируса не был полностью идентичен по структуре генома первым штаммам SARS-CoV-2. В частности, в его геноме отсутствовали три мелкие мутации, характерные для большинства образцов вируса, выделенных у его первых носителей в Ухане.

Учитывая типичную скорость появления мутаций в геноме коронавирусов, это означает, что прародитель SARS-CoV-2 начал циркулировать по человеческой популяции примерно в октябре 2019 года, за шесть-восемь недель до начала первого эпизода его распространения по Китаю. При этом он обладал всеми особенностями в структуре генома, которые были необходимы для начала его массового распространения среди людей.

Как предполагают ученые, прародитель SARS-CoV-2 мог проникнуть и в другие регионы Земли до первой вспышки COVID-19 в Ухане, однако по пока неизвестным причинам он не успел закрепиться на их территории до начала пандемии. Это, как подытожили профессор Кумар и его коллеги, объяснило бы то, почему ученые обнаружили обрывки белков коронавируса в образцах биожидкостей пациентов, собранных в США еще в начале января и в Италии в декабре 2019 года.